Press release

Кыргызстан признает решение Комитета ООН по правам человека в постановлении о выплате компенсации

Date
March 20, 2017
Contact
Communications
media@opensocietyfoundations.org
+1 212-548-0378

Нью-Йорк—Верховный Суд Кыргызстана, в своем постановлении, подтверждающем выводы Комитета ООН по правам человека (КПЧ) в Женеве, обязал правительство выплатить компенсацию семье человека, умершего после пыток в милиции.

Вынесенное 27 января постановление примечательно тем, что в первый раз высшая судебная инстанция Кыргызстана признала обязательную силу решения КПЧ. Этот шаг должен значительно усилить роль КПЧ как средства сдерживания от злоупотреблений в будущем.

Постановление принято после длительных усилий государственных органов оспорить иск о компенсации, поданный семьей Ташкенбая Мойдунова, который был убит в октябре 2004 года во время содержания под стражей в местном отделении милиции в селе Базар-Коргон.

В ответ на жалобу, поданную Правовой инициативой открытого общества и кыргызским адвокатом Таиром Асановым, КПЧ в июле 2011 года пришел к заключению, что Кыргызстан нарушил право г-на Мойдунова на жизнь, право на защиту от пыток и право на эффективное средство правовой защиты. КПЧ также призвал провести надлежащее расследование, привлечь виновных лиц к ответственности и возместить ущерб.

Впоследствии семья г-на Мойдунова пыталась добиться от правительства компенсации, но ходатайство было отклонено; затем семья добилась благоприятного решения в суде первой инстанции, пусть и о выплате всего 200 000 кыргызских сомов (в то время около 3000 долларов США). Однако спор с властями по этому вопросу продолжался и привел, в конечном счете, к январскому решению Верховного Суда об удовлетворении иска о компенсации.   

От имени семьи иск о компенсации представляли адвокаты Таир Асанов и Нурбек Токтакунов.

Верховный Суд в своем решении подтвердил, что для исполнения обязательств Кыргызстана как участника Международного пакта о гражданских и политических правах требуется, чтобы государство предоставляло компенсацию за нарушения прав человека либо жертвам, либо их родственникам. 

Кыргызстану еще предстоит исполнить другие аспекты решения КПЧ ООН, в том числе провести беспристрастное и эффективное расследование по факту убийства г-на Мойдунова и привлечь виновных к ответственности. Правительство также должно опубликовать решение КПЧ ООН. 

Правовая инициатива также призывает кыргызские власти опубликовать извинение перед семьей г-на Мойдунова и предложить им компенсацию, в полной мере отражающую ущерб, нанесенный в результате его смерти.              

Джеймс А. Голдстон, исполнительный директор Правовой инициативы открытого общества, сказал: «Мы приветствуем это решение Верховного Суда как важное заявление о том, что Кыргызстан признает свои обязательства по международным правозащитным договорам, к которым он присоединился. Мы призываем суды и власти Кыргызстана обеспечить полное исполнение всех решений КПЧ ООН».     
 

Таир Асанов, со-адвокат по делу, отметил, что «это решение суда, без преувеличения,  является важной вехой в истории становления Кыргызстана как правового государства. Власть должна знать, что государство не может безнаказанно нарушать права человека, оно несет ответственность за действия своих должностных лиц».

Впервые информацию о пытках и убийстве г-на Мойдунова обнародовал Азимжан Аскаров, кыргызский правозащитник и журналист, которого позднее, в 2010 году, также арестовали и пытали в том же отделении милиции. Впоследствии г-на Аскарова приговорили к пожизненному сроку заключения за убийство после явно несправедливого судебного процесса, он до сих пор находится в тюрьме, несмотря на то, что КПЧ ООН призвал к его немедленному освобождению.

Решение по делу Мойдунова – одно из четырех, принятых Комитетом по правам человека в отношении смертей в заключении в Кыргызстане в ответ на ряд жалоб, поданных Правовой инициативой открытого общества в сотрудничестве с кыргызскими адвокатами и организациями гражданского общества. Ранее Комитет признал Кыргызстан ответственным за произвольное лишение жизни и последующую неспособность провести эффективное расследование в делах Акунов против Кыргызстана, Эрназаров против Кыргызстана и Акматов против Кыргызстана.

Ответом правительства Кыргызстана на ряд критических решений договорных органов ООН по правам человека стало исключение из Конституции положения, ранее закреплявшего обязанность исполнять данные решения. Этот вопрос был включен в 26 конституционных поправок, принятых по результатам простого голосования по принципу «да-нет» на референдуме, проведенном 11 декабря 2016 г.

Однако Кыргызстан остается участником ряда международных договоров по правам человека, требующих исполнения решений КПЧ. Даже с внесенными изменениями Конституция Кыргызстана все же предусматривает право каждого обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. Кроме того, прежние конституционные обязательства должны применяться ко всем решениям, принятым в тот период, когда они были в силе. Решение Верховного суда по делу Мойдунова служит ярким примером, что внесение изменений в Конституцию не снимает с правительства обязательства предоставлять возмещение  жертвам нарушений прав человека.

Topics

Get In Touch

Contact Us

Subscribe for Updates About Our Work

By entering your email address and clicking “Submit,” you agree to receive updates from the Open Society Justice Initiative about our work. To learn more about how we use and protect your personal data, please view our privacy policy.