Press release

Дело Аскарова: Кыргызстан нарушает обещание положить конец пыткам и соблюдать принцип верховенства права

Date
February 21, 2017
Contact
Communications
media@opensocietyfoundations.org
+1 212-548-0378

НЬЮ-ЙОРК — Правовая инициатива открытого общества заявляет, что Кыргызстан не соблюдает принятые на себя обязательства по искоренению пыток и приверженности принципу верховенства права, так как не освобождает отбывающего пожизненный срок заключения 66-летнего правозащитника Азимжана Аскарова, несмотря на явные и существенные недостатки при рассмотрении его дела.  

В апреле прошлого года Комитет ООН по правам человека (КПЧ) призвал Кыргызстан немедленно освободить г-на Аскарова. Комитет установил, что его произвольно задержали, пытали и лишили права на справедливое судебное разбирательство после его ареста, последовавшего за волной насилия на этнической почве, захлестнувшей юг Кыргызстана в 2010 году.   

В 2010 году г-на Аскарова приговорили к пожизненному сроку заключения; он обвинялся в действиях,  направленных на возбуждение национальной вражды и причастности к смерти сотрудника милиции, убитого в 2010 году во время вспышки насилия на юге Кыргызстана, населенного преимущественно этническими узбеками.  В ходе судебного процесса обвиняемые были лишены возможности выступать, свидетели защиты отсутствовали, а адвокаты подвергались нападкам со стороны родственников погибшего милиционера прямо в зале суда. 

После решения КПЧ Кыргызстан отказался освободить г-на Аскарова или отменить вынесенный ему приговор, вместо этого дело было отправлено на  повторное рассмотрение областным судом в Бишкеке. 24 января данный суд оставил в силе первоначальный приговор к пожизненному сроку заключения, вынесенный г-ну Аскарову в 2010 году. В ходе этого судебного процесса снова не были соблюдены права обвиняемого.  

Повторное рассмотрение дела началось 4 октября 2016 года и продолжалось в ходе тринадцати судебных слушаний. Во время слушаний снова было продемонстрировано сознательное пренебрежение принципом презумпции невиновности и основополагающим принципом относительно того, что защита должна иметь равные с обвинением права и возможности при представлении своей позиции по делу.  Следует отметить следующие юридические недостатки:

  • Единственным доказательством, представленным против г-на Аскарова, снова были свидетельские показания, часто противоречивые и беспредметные, которые давали милиционеры и другие сотрудники государственных органов. Суд не поставил под сомнение показания сотрудников милиции, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности по результатам работы г-на Аскарова как защитника прав человека. Заявления сотрудников милиции, которые могли толковаться в пользу  г-на Аскарова, были исключены из текста приговора.
  • Никто из вызванных свидетелей не видел предполагаемого убийства милиционера. В результате фактические обстоятельства его смерти остаются неизвестными. Суд отказался допрашивать сестру погибшего милиционера, которая ранее на слушаниях в Верховном Суде заявила, что видела на шее своего погибшего брата огнестрельные раны, что противоречит представленной обвинением версии событий. Суд также отказался рассматривать возможные нарушения, связанные с проведением судебно-медицинской экспертизы, включая тот факт, что экспертиза была назначена через день после захоронения тела,  и нет никаких доказательств проведения эксгумации.
  • Суд отказался принять во внимание показания кого-либо из свидетелей защиты, заявив, что будучи «соседями или родственниками» г-на Аскарова  они являются   заинтересованной стороной;
  • Суд проигнорировал свидетельские показания сообвиняемых г-на Аскарова о том, что они подвергались пыткам с целью получения показаний против него. Суд также не издал постановления о проведении расследования по этим заявлениям, что должен был сделать согласно Конвенции против пыток, государством-участником которой является Кыргызстан, а также согласно национальному законодательству;
  • Во время судебного процесса г-н Аскаров находился в металлической клетке, несмотря на многочисленные ходатайства защиты о том, чтобы ему разрешили сидеть рядом с адвокатами, что нарушало принцип презумпции невиновности и препятствовало его коммуникации с адвокатами;
  • Не обеспечивался перевод на родной для г-на Аскарова узбекский язык, что препятствовало возможности г-на Аскарова следить за ходом судебных слушаний, которые проводились на кыргызском языке;
  • Суд не принял во внимание, что Аскаров занимался правозащитной деятельностью и представлял местных жителей в делах против сотрудников милиции. Наоборот, суд обвинил его в возбуждении национальной вражды на юге страны, где в 2010 году произошли столкновения на этнической почве.
  • Суд в целом оставил без внимания заключения КПЧ о пытках и недостатках при проведении первоначального расследования и в ходе судебного процесса.

Это решение может быть обжаловано в Верховном Суде.  

Нурбек Токтакунов, со-адвокат г-на Аскарова, сказал: «Этот приговор – прискорбный сигнал для правоохранительных органов о том, что суды толерантно относятся к пыткам и другим нарушениям прав человека. В таком контексте реформы правоохранительных органов и судебной системы в Кыргызстане становятся еще более сложной задачей».

Джеймс А. Голдстон, исполнительный директор Правовой инициативы открытого общества, сказал: «Дело Аскарова – это безошибочный показатель способности Кыргызстана продемонстрировать уважение к правам своих граждан любого этнического происхождения, включая принцип презумпции невиновности, право на справедливое судебное разбирательство и свободу от пыток . Кыргызстан должен немедленно освободить г-на Аскарова в соответствии с решением Комитета ООН по правам человека».    

Первоначальноесообщение в Комитет ООН по правам человека от имени г-на Аскарова подавали Правовая инициатива открытого общества и г-н Токтакунов.

 

 

 

 

Topics

Get In Touch

Contact Us

Subscribe for Updates About Our Work

By entering your email address and clicking “Submit,” you agree to receive updates from the Open Society Justice Initiative about our work. To learn more about how we use and protect your personal data, please view our privacy policy.